В финал прошли почти 300 учеников из 80 регионов России. Состязание включало два тура, на них ребята смогли показать свои знания теории и навыки практической работы.

Мы пообщались с призёром от Нижегородской области Сергеем и его наставником, Натальей Ивановной Волковой.

Как проходил финал: какие были этапы, задания, общие впечатления от организации?

На теоретическом туре задания были ожидаемо сложными, но четырёх часов было достаточно на их выполнение.

Кабинеты практического тура стали известны еще в марте, поэтому мы знали, к чему готовиться, и что нас там ждёт. Всего было четыре кабинета: физиология растений, биохимия, биоинформатика, этология и экология, на каждый из них отводилось по 50 минут. Практика проходила в хорошо оборудованных лабораториях (только они плохо проверяли целостность пробирок и мне попалась одна с пробитым дном :)). Проводили всё это члены жюри ВсОШа и сотрудники МГУ им. Н.П. Огарева.

Затем последовали дни разбора задач, апелляции и награждения. Мы не знали заранее победителей и призёров, поэтому диплом стал для меня своеобразным сюрпризом.

Сергей Широков

призёр от Нижегородской области, ученик 11 класса средней школы №10 г. Павлово

Что особенно запомнилось?

Особенно запомнились последние два дня олимпиады, так как все испытания были уже позади, я много гулял по городу с друзьями из Москвы и не особо напрягался по поводу результатов. Собственно, за общением и новыми знакомствами я по большей части и ехал на всерос.

Какое задание показалось наиболее интересным?

Самым интересным был кабинет этологии и экологии, задания там были именно “на подумать”: вся исходная информация была в заданиях, требовалось только её обработать. Был целый ряд заданий, в которых требовалось посмотреть видео с поведением мыши при определенных воздействиях и выдвинуть предположение о том, какие зоны в её мозгу задействованы при определенных ответах на раздражители.

Впервые ли в финале? Как долго к этому шёл? Как готовился?

Да, это мой первый всерос, в прошлом году я занял только второе место и не смог поехать по квоте. Шёл к этому с начала 10 класса, то есть в целом около двух лет. Готовился в основном сам, читал учебники для вузов и лекции учёных МГУ, также я получил хорошую практическую подготовку на двух сменах в Сириусе: майской по генетике и сентябрьской по олимпиадной биологии. Кроме этого, я брал курсы в онлайн-школе. В целом, олимпиадная подготовка лежит исключительно на плечах самого олимпиадника, я всегда сам искал лекции и книги по определённым разделам биологии: без самоподготовки никуда.

В каких ещё олимпиадах принимал участие?

Я принимал участие во многих олимпиадах из перечня Министерства образования. Участвовать в них начал только с 11го класса, в двух из них (Всесибирской открытой олимпиаде и Олимпиаде Физтех) стал победителем, а также участвовал в Высшей Пробе по биологии, но места там не занял.

Какие планы на будущее? Кем хочешь стать?

В планах поступить на факультет биоинженерии и биоинформатики МГУ и дальше уйти в науку. Особенно меня привлекает такая область, как молекулярная биология. Думаю, что с ней я и свяжу свою научную деятельность.

Что бы посоветовал будущим олимпиадникам?

Хотелось бы посоветовать больше выбираться из своих городов на смены в Сириусе и различные отборочные туры и олимпиады: общение с похожими на тебя людьми сильно мотивирует продолжать учиться дальше, держать на высоте свой уровень знаний, показывать сильные результаты на олимпиадах. Психологическая составляющая играет немалую роль в олимпиадной подготовке и для достижения высоких результатов на олимпиадах нужна хорошая мотивация учиться и учиться.

 

Учу Сергея с пятого класса. Все эти годы он проявляет высокий интерес к биологии. Много самостоятельно изучал материал олимпиад предыдущих лет, ставил опыты на растениях. На олимпиаде было много серьёзных конкурентов, но Серёжа справился. Во многом благодаря своему упорству, трудолюбию, стремлению к познанию.

Наталья Ивановна Волкова

наставник Сергея, учитель биологии средней школы №10 г. Павлово